Минэкономразвития и торговли остановило импорт продукции предприятий группы «Еврохим», а также других российских компаний, которые продавали минудобрения в Украине.
Причиной введения санкций стало представление Главной военной прокуратуры ГПУ.
— Санкции введены против конкретных компаний в связи с тем, что они (так считают правоохранительные органы Украины) финансировали незаконные вооруженные формирования, — говорит Михаил Соколов, заместитель председателя Всеукраинской аграрной совета. — Речь идет о средствах, уплаченные «ДНР» и «ЛНР» за «растаможку» минудобрений. Поскольку это — вне экономической сферы, то нет смысла что-то обсуждать. Но если говорить в целом о ситуации с минеральными удобрениями, которая у нас сложилась, то через введенное антидемпинговую пошлину цены на минудобрения в Украине превышают мировые на 50 — 100%.
Отмечу, что по мировым ценам торгуют не только россияне, но и литовцы, арабы, китайцы — все крупнейшие производители. Но у нас цены выше международные. Это несправдливо и является по сути ограблением аграриев.
— Почему цены у нас такие высокие?
— В Украине действует монополия на производство минудобрений, потому что аммиачную селитру производят только заводы Дмитрия Фирташа, карбамид — заводы Фирташа, «Привата», а с недавних пор — Одесский припортовый завод (ОПЗ). Их мощностей не хватает для того, чтобы они конкурировали. На рынке создан искусственный дефицит минудобрений. Благодаря логистике немалые объемы могли поставлять россияне, но им запретили. В результате имеем очень высокие цены.
— Почему аграрии не заказывают минудобрений в других странах, если Россию выгнали с нашего рынка?
— Теперь мы пытаемся закупать удобрения в Литве, чтобы выползти из-под монополии. Проводим переговоры, но это непросто, потому что нет вагонов, рабочей схемы поставок. Ранее была налажена схема поставок из России, а теперь надо переходить на другие и для этого нужны мощности, поскольку россияне привозили удобрения в своих вагонах. В Украине не хватает вагонов даже для вывоза собственного зерна.
И это еще не вся проблема. Скажем, только Литва не сможет закрыть все наши потребности в минудобрениях. Это значит, что их нужно завозить и с Ближнего Востока. Однако Украина не имеет достаточных для перевалки мощностей. Кроме того, за рубежом надо брать сразу большие объемы, а для этого потрино собственная система дистрибуции, что гарантирует их реализацию. У аграриев такой системы нет. Она у Фирташа, но он не будет завозить удобрения от арабов. Зачем это ему? То есть у нас монополизм не только в сфере производства, но и в сфере дистрибуции.
— Сказывается ли это на цене конечных товаров в Украине?
— Цена определяется не тем, сколько мы тратим на производство этих товаров, а ценой на мировом рынке. То есть никого в мире не волнует, сколько мы тратим на производство, скажем, пшеницы. Есть мировая цена, выше ща которую не прыгнешь, несмотря на свои затраты. В случае с минеральными удобрениями это означает, что деньги, можно сказать, забрали у аграриев. За прошлый год эта сумма достигала от 5 до 7000000000 гривен — она превысила государственную поддержку, которая составляла 5000000000.
— Какой выход из ситуации?
— Он очевиден — Антимонопольный комитет (АМКУ) наконец штрафовать наших производителей минудобрений для того, чтобы они вывели цены на обоснованный уровень. Для таких штрафиви есть все основания. Еще летом АМКУ делал доклад в Верховной Раде, где отметил, что они проанализировали данные за 2016 и установили: на рынке Украины имела место монопольный сговор. Цены были завышены, и в этом виноваты предприятия Фирташа. Теперь мы ждем, когда за этим заявлением пойдет наложения штрафов.