1 января вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, над которым пять стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. – Прим. ред.) работали в течение 2 лет. По мнению экспертов российской таможенной службы, новый кодекс станет одним из самых инновационных международных документов в таможенной сфере. Об этом сообщает ТАСС. Прообразом этого кодекса можно назвать Таможенный кодекс, который был разработан в 2009 году на заре формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Однако он морально устарел к 2015-му, когда вступил в силу договор о создании ЕАЭС. Вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном в Евразийский союз тогда вошли Киргизия и Армения. Приступая к работе над документом, страны поставили перед собой амбициозные задачи – сблизить таможенные законы пространства ЕАЭС и дать новый импульс торговым отношениям союзников с помощью цифровых технологий. «Это знаковое событие, и я надеюсь, что Всемирный банк учтет этот фактор, и он положительно отразится на нашем рейтинге Doing business. Кодекс в целом отражает те же процессы, которые происходят в Федеральной таможенной службе России, – в нем прописана автоматизация всех процедур и он существенно изменяет институт уполномоченного экономического оператора», – рассказал ТАСС первый заместитель главы ФТС РФ Руслан Давыдов. Центральная роль Кодекс, благодаря усилиям союзников, играет централизующую роль. Большая часть полномочий передается кодексом с национального на союзный уровень. Количество норм и правил, которые теперь определяются только союзом и станут едиными для стран-участниц, увеличилось со временем кодекса Таможенного союза с 114 до 297. Но это не значит, что странам диктуется, как регулировать эту сферу в каждом конкретном государстве. По сути, кодекс устанавливает общие правила игры для стран-участниц. Инструменты, которыми эти правила и принципы будут исполняться, отдаются на откуп национальных органов власти, которые понимают, какие ресурсы есть в их распоряжении. Ориентир на бизнес Главной инновацией кодекса, по мнению экспертов, стало то, что в его подготовке беспрецедентно широкое участие принял бизнес. До его появления ни один документ – ни на международном, ни на национальном уровне – не обсуждался так подробно с предпринимательским сообществом. «Естественно, не все предложения бизнеса были приняты. Бизнес, конечно, в идеале бы хотел отменить все пошлины и таможенные проверки, но и у государства есть задачи по наполнению бюджета и обеспечению безопасности страны», – прокомментировал ТАСС заместитель генерального директора ООО «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко. Новое развитие получает в кодексе тема уполномоченного экономического оператора. Это категория организаций, которые доказали свою благонадежность и к которым применяются серьезные упрощения процедур таможенного контроля. Кодекс ЕАЭС делит их на три категории и расширяет таможенные льготы для них. Теперь таким компаниям будут доступны выпуск товаров до подачи декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе, и многое другое. Цифровизация таможни Красной нитью, проходящей через Таможенный кодекс союза, стало ускорение и упрощение проведения таможенных операций между странами – участницами ЕАЭС за счет автоматизации таможенных процедур. В кодексе прописаны приоритет электронного таможенного декларирования, возможность не предоставлять подтверждающие документы и автоматический выпуск товара. Беспошлинный порог Изменения в новом кодексе затронут и обычных граждан. Страны ЕАЭС закрепили в кодексе поэтапное снижение порога беспошлинного ввоза товаров – до €500 в 2018 году и до €200 в 2019-м. При этом за странами оставляется право индивидуально устанавливать меньший размер порога. Например в Белоруссии он уже давно составляет €22. В России порог пока остается на уровне €1 тыс. и решение по уровню его снижения еще не принято правительством. Российский закон К выступлению в силу кодекса страны-участницы должны привести свое национальное законодательство в соответствие с ним. На данный момент российский закон о таможенном регулировании согласован всеми заинтересованными ведомствами, внесен в правительство и должен быть в ближайшее время направлен в Госдуму. «Ситуация не самая комфортная, когда у нас с 1 января 2018 года вступает в силу новый кодекс и не вступает наш закон, но, по сути дела, подобная ситуация во всех странах Евразийского союза, когда будут действовать нормы кодекса, мы будем их выполнять», – пояснил Р. Давыдов. |