Операторы украинского рынка сообщают о трудностях при таможенном оформлении импортного сжиженного газа. По словам импортеров, в последнее время значительно участились отборы проб на предмет соответствия фактической плотности продукта заявленному в декларации показателю. В то же время технически обеспечить оперативный контроль таможня не в состоянии, что вызывает задержки вагонов и автомобилей на таможенных постах.
Как сообщал OilNews, ранее с аналогичной проблемой при растаможке широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) столкнулась компания «Газтрон-Украина».
«Санкцию на отбор проб газа выдает Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями Энергетической таможни ГФС, бывший отдел контрабанды. Лаборатория ГФС отвечает, что пробников нет и обеспечить отбор проб технически невозможно, однако требования по отбору тем не менее зачастую остаются, и все идет по новому кругу», – сообщил OilNews руководитель крупной компании-импортера из Киева.
Эту информацию подтвердил OilNews польский трейдер сжиженного газа. «Мы отправили две машины в Украину, однако они застряли во Львове для оформления документов… проверяют качество. Хотя на сертификатах качества и счете были указаны все показатели согласно нормам EN589 и подтвержденная плотность при 15оС. Мы бы хотели поставлять больше, но с таким подходом это вряд ли», – сообщил источник.
Трейдеры обращают внимание на то, что действия Энергетической таможни значительно увеличивают стоимость и без того дефицитного газа. «Например, чтобы отобрать с нашей последней партии, вагоны пришлось гнать с Купянска на ближайшую ГНС, где возможно осуществить отбор. За эту операцию «Укрзализныця» выставила нам счет на 15 000 грн. А сколько выставит владелец этой ГНС за свои услуги – еще не известно. За простои вагонов я уже и не говорю», – рассказал трейдер.
При этом импортеры отмечают, что сама идея отбора проб абсурдна, ведь фактическая плотность всегда будет отличаться от нормативной. «На заводе наливается все с одного резервуара, куда постоянно поступают новые партии продукта, поэтому плотность будет «плясать» в обе стороны. Если она выше, чем заявленная, – таможня просит уплатить акциз с большего литража, указанного в декларации. Если же плотность ниже – то разница в литраже (100-150 л на вагоне) считается уже контрабандой. На нее нужно доплачивается акциз, а также начисляется штраф в его трехкратном размере», – рассказал OilNews представитель одного из крупнейших импортеров СУГ в Украину.
Он добавил, что после каждого такого инцидента в базе таможни по конкретному оператору устанавливается метка, которая в будущем повысит вероятность остановки его груза для дополнительной проверки. В случае выявления трех нарушений на компанию выписывается предписание о запрете внешнеэкономической деятельности.
Напомним, согласно изменениям в Налоговый кодекс, с 1 марта 2016 г. ставка акциза на сжиженный газа рассчитывается в литрах и составляет €31 за 1000 л. При этом, согласно закону, измерение партии должно проводиться при температуре 15оС.
Как сообщалось, в 2012-2013 гг. задержки импортного сжиженного газа на таможне под предлогом отбора проб были основным инструментом монополизации украинского рынка компанией «Газ Украины 2009», а в последствии – ГК «ВЕТЭК» Сергея Курченко. Тогда простои вагонов на границе составляли в среднем 30 дней, что приводило к увеличению стоимости импортного сжиженного газа на $150/т.