Торговый конфликт с Молдовой. Чем он опасен для украинской экономики

Торговый конфликт с Молдовой. Чем он опасен для украинской экономики

Украина оказалась на пороге нового торгового конфликта, теперь – с соседней Молдовой.

27 апреля правительство Молдовы ввело защитные квоты и пошлины на животноводческую продукцию и цемент украинского производства. Сам документ еще не обнародован, а соответственно, еще не вступил в силу.

Однако уже сейчас можно говорить о том, что ограничения коснутся всех ключевых статей нашего экспорта в соседнюю страну.

Согласно документу, квоты на украинское молоко и сливки составят 1 тыс. тонн, на молочные продукты — кефир, йогурт, сметану — тоже 1 тыс. тонн, а на сливочное масло, мороженое, сыры и творог — 750 тонн. На мясную продукцию — колбасы, сосиски и мясные консервы – квота составит 250 тонн, цемент — 500 тонн. Квоты будут раздавать по принципу «первый пришел — первый обслужен».

За всю украинскую продукцию сверх квот будут взиматься пошлины – этот режим должен действовать до конца года.

Пошлины на молоко и сливки установлены на уровне 10%, на другую молочную продукцию — 15%, на сливочное масло и сыр — от 15% до 20% плюс €500 за 1 тонну. Мясная продукция будет облагаться пошлиной в 15%, а цемент — 10%.

Если вспомнить, что сейчас между Украиной и Молдовой действует безвизовый режим, такое подорожание украинского экспорта существенно повлияет на его привлекательность на соседнем рынке.

Введение ограничений значимо тем, что сейчас рынок Молдовы стал чрезвычайно важен для нас – особенно после фактического закрытия российского рынка.

По данным Государственной фискальной службы, украинский экспорт в Молдову за три первых месяца нынешнего года составил $90,6 млн. Много ли это?

Не совсем, ведь по результатам первого квартала экспорт в Молдову занимает менее 1,2% от общего объема украинского экспорта за этот период. Для сравнения, по результатам прошлого года вес экспорта в Молдову была выше – 1,37% от общего показателя.

Означает ли это, что проблема была выдумана в Кишиневе? Не совсем, ведь по отдельным статьям ситуация может быть другой.

Кроме того, согласно тем же данным Государственной фискальной службы, резкий рост украинского экспорта произошел в марте – за этот месяц отечественные компании экспортировали в Молдову товаров на сумму $42,6 млн – почти столько же, сколько за два предыдущих месяца.

Статистики апреля еще нет, но можно предположить, что она будет ближе к показателям марта, чем января и февраля. Украинский бизнес действительно активизировал свое присутствие на рынке Молдовы, вытесняя местных производителей.

Такой стремительный рост и стал причиной введения пошлин. Этот шаг в правительстве Молдовы объяснили запросом со стороны местных производителей, обеспокоенных ростом украинского экспорта после введения российского эмбарго.

Но самое худшее – в случае, если пошлины будут введены, такой шаг может стать крайне опасным прецедентом. Ведь после закрытия российского рынка украинские производители ищут ему замену не только в Молдове.

Соответственно, повышение пошлин может повториться и в других странах, прежде всего в СНГ. В этом контексте наиболее опасным может стать копирование этого шага со стороны Беларуси.

Еще один неприятный момент:

такой шаг Молдовы оказался неожиданным для нашего правительства. И это при том, что такая возможность обсуждается уже несколько месяцев!

Впервые о такой возможности в Молдове заговорили в марте – когда министерство экономики этой страны внесло соответствующий проект постановления на рассмотрение правительства.

Тогда в украинском правительстве отреагировали довольно жестоко, пообещав ввести ответные ограничения в отношении молдавской продукции.

Как рассказывает заместитель министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталия Микольская, как только появился проект соответствующего постановления правительства Молдовы, компетентные ведомства двух стран провели консультации по этому вопросу и сошлись на необходимости доработать документ.

К тому же молдавская сторона заверила, что не будет принимать окончательного решения без переговоров с Украиной. «Была договоренность, что они сообщат о результатах доработок, будут проведены еще одни консультации. Никаких консультаций проведено не было», – отметила Микольская.

Однако вместе с тем стоит признать, что в течение марта-апреля украинское правительство не поднимало этот вопрос и не проводило консультаций с Молдовой. Возможно, это не было тактикой «затягивания времени», но результат получился противоположным. Не дождавшись начала консультаций, правительство Молдовы решило повышать пошлины и вводить квоты.

Теоретически новые пошлины могут так и не вступить в силу. Нельзя исключить, что такой шаг правительства соседней страны – в определенной степени принуждение Украины к консультациям.

Частично это уже удалось – в украинском правительстве уже начали дискутировать, как реагировать на недружественный шаг Молдовы. Межведомственные дискуссии начались 28 апреля – сразу после того, как стало известно об ограничениях, – и продолжаются уже второй день.

«Сегодня мы имели достаточно жесткий разговор с представителями правительства Молдовы. Мы договорились, что в ближайшие дни в Киев для решения этой проблемы прибудет премьер-министр Молдовы»,- рассказала «ЕвроПравде» Наталья Микольская.

В первую очередь возникает вопрос: что в этой ситуации может сделать Украина?

Детальный юридический анализ сложившейся ситуации в ближайшие дни будет обнародован ЕвроПравдой, а пока попробуем посмотреть на наши возможности.

Прежде всего, режим свободной торговли прописан в многостороннем соглашении, действующем в рамках СНГ. Теоретически, мы можем апеллировать к этому документу, но на практике этот шаг не выглядит надежным. Хотя бы потому, что арбитраж СНГ (то есть – России) отнюдь не может быть справедливым.

Кстати, этот факт является основанием на будущее продублировать режим свободной торговли между странами Восточного партнерства (прежде всего, между Украиной, Молдовой и Грузией) в отдельный документ, интегрировав его в наши соглашения об ассоциации с ЕС.

По крайней мере, арбитраж ЕС будет выглядеть гораздо надежнее и для Украины, и для Молдовы.

Однако это вопрос будущего, а проблему надо решать уже сейчас. В правительстве сейчас говорят о механизмах Всемирной торговой организации (ВТО).

«Мы считаем это нарушением правил ВТО. Мы считаем внедрение такого механизма нарушением нашей договоренности о ЗСТ в СНГ. Поэтому с нашей стороны будет адекватная реакция. Это также является нарушением добрососедских отношений двух стран, у которых есть соглашение об ассоциации с Евросоюзом», – заявила Наталия Микольская.

Действительно, действия Молдовы выглядят как явное игнорирование норм ВТО.

«Если такое решение принято ради протекционизма внутреннего рынка, то Молдова должна была заблаговременно провести расследование в соответствии с правилами ВТО относительно того, какие направления страдают от импорта. Но, насколько мне известно, таких мероприятий не было и никакой информации Украине не передавалось», — комментирует ситуацию экс-министр АПК Алексей Павленко.

Следовательно, обращение в ВТО выглядит логичным. Но механизмы ВТО очень медленные – арбитраж там займет не менее полутора лет, а это значит, что решение может быть вынесено только после завершения действия скандального решения Молдовы (напомним, пошлины планируется ввести до конца нынешнего года).

Также возможно введение Украиной ограничений в отношении товаров из Молдовы, о чем уже заявляли в правительстве. Теоретически ВТО допускает такие ограничения в ответ, но против Украины работает статистика двусторонней торговли.

По данным той же Государственной фискальной службы, молдавский импорт за первые три месяца нынешнего года составил $10,7 млн – почти в девять раз меньше украинского экспорта.

В конце концов, этот конфликт можно решить, обратившись к посредничеству ЕС. Ведь Европейскому Союзу также не нужен торговый конфликт между двумя странами, которые подписали с ним соглашения об ассоциации.

А кроме того, ЕС (а также США) не требуется очередное ухудшение украинской экономики.

По крайней мере, рекомендации ЕС будут одинаково внимательно восприняты и в Киеве, и в Кишиневе.

Возможно, это действительно лучший вариант. Однако он показывает проблемы в нашей внешней политике – Украина не способна самостоятельно решать торговые споры не только с РФ, а даже со своими политическими союзниками.

Добавить комментарий